на главную


ВЫПУСК ПАМЯТНЫХ МОНЕТ ПРИ ТРАЯНЕ:

ПРИМИРЕНИЕ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ РИМСКОЙ ИСТОРИИ

Вы никогда не задумывались, почему серебряные и золотые номиналы ранних императоров вплоть до Нерона предлагаются на продажу гораздо реже, чем денарии и ауреи Веспасиана, Домициана, Траяна - не говоря уж о более поздних императорах? Как известно, денарии ранних цезарей в качестве достаточно редки и стоят порой на порядок больше чем более поздние экземпляры. На первый взгляд ситуация выглядит странно: никакого разрыва в традициях чекана и планирования производства денежной массы в конце 70-х годов первого века не произошло. В чем же дело? Современные специалисты-нумизматы сходятся во мнении, что виной всему - денежная реформа Траяна 107 года. Так как никаких законодательных актов Траяна, касающихся реформы до нас не дошло, то единственным источником информации о ней являются косвенные методы. Например, изучение содержимого кладов, заложенных в 1 и 2 веках нашей эры показало, что если в схронах, датируемых до 107 года, денарии первых цезарей составляют статистически оправданный процент от общего числа монет, то после 107 г.н.э. такие типы монет напрочь исчезают. Исчезают не только монеты периода Империи, но и практически все республиканские денарии, за исключением разве что легендарных легионных денариев Марка Антония, которые встречаются в захоронениях вплоть до времен Диоклетиана.

Дион Кассий бесхитростно сообщает нам: в 107 году нашей эры "Траян расплавил все изношенные монеты". Легенда на восстановленных выпусках не противоречит этой дате. Причины реформы достоверно неизвестны. Вроде бы только что победоносно закончилась вторая война с Дакией, где удалось захватить фантастический по стоимости трофей - личную казну Децебала, тонны и тонны золота и серебра. Вдобавок были захвачены богатейшие серебряные рудники, началось заселение Дакии колонистами, создавались поселки, города, началось хозяйственное освоение этой территории. В Империи установилась стабильность, - разбойничий анклав в Дакии, куда в поисках "свободы" стекались все недовольные Римом, был подавлен. Боевой дух армии был высок как никогда, экономика показывала признаки оживления. На этом фоне уменьшение веса аурея и денария, т.е. очевидная девальвация, выглядело на первый взгляд странным. Моммзен предположил, что правительство хотело избавить рынок от старых изношенных монет. К тому же произведены были эти монеты еще по республиканским стандартам, - почти 4 грамма денария из чистого серебра против 3 граммов современного денария из "грязного" серебра. Траяну, похоже, было очевидно, что запускать в хождение новые "облегченные" выпуски параллельно со старыми, более тяжелыми монетами, - значит заранее подвергать первых опасности отторжения обществом, а вторых - риску быть закопанными в землю. Ни то и ни другое не входило в планы государства, которое в этом случае несло значительные издержки, и решили поступить по-простому - изъять старые монеты и переплавить их на новые. Государство получало солидный доход, потому что новый денарий облегчался на 5% и это покрывало издержки реформы. Эти размышления Моммзена похожи на правду, но логика историка 19 века на этом останавливается. Мне почему-то кажется, что только из-за соображений "покрыть дефицит бюджета" или "стабилизировать макроэкономические показатели" (кавычки означают иронию, связанную с параллелями с сегодняшним днем), Траян не мог пойти на такую масштабную финансовую реформу, это не было в его природе. Мое мнение, - ему нужно было аккумулировать огромные средства на инфраструктурные проекты в рамках его программы, которая коротко была сформулирована им же самим: "Я хочу, чтобы продукт самого дальнего и труднодоступного поселения стал бы достоянием всей Империи, а достояние всей Империи могли разделить жители этого поселения". Именно потому на пике финансовой мощи Империи он идет на шаги еще больше усиливающие централизацию финансов, что масштаб задуманных инфраструктурных проектов превосходил всё известное доселе – дороги, порты, речной и морской флот, жилищное строительство и т.д.

На картинке приведена современная реконструкция одного из таких проектов - порта Траяна в Остии, расположенной неподалеку от Рима в устье Тибра. Порт представлял собой огромную чашу в виде шестиугольника со стороной почти 400 метров. Порт возводился с расчетом приема огромных грузовых кораблей с зерном и другими товарами, плывущими с востока. Как мы знаем из разрозненных источников, длина их зачастую превышала 100 метров. Но порт был построен на перспективу - в принципе у такого пирса мог без проблем пришвартоваться "Титаник" (250 м.) или даже американский авианосец "Нимиц" (310 м.) Каждый римлянин мог зримо видеть - куда пошли деньги налогоплательщиков.

Но вернемся к реформе. Пожалуй, самым интересным явлением чекана Траяна, а может быть и всего имперского периода, был специальный "реставрационный" выпуск республиканских денариев и имперских ауреев. Вот о причинах этой реставрации, ее концепции и результатах мы и поговорим подробнее.

Некоторые примеры памятных выпусков встречаются и раньше - это было в традиции римлян. Осуществлялись эти выпуски обычно путем "восстановления", "реставрации" старых (под этим следует понимать производство новых монет старым штемпелем или новым штемпелем, подражающим старому) или просто путем проставления надчекана на старых монетах. Цель этих выпусков состояла в том, чтобы напомнить гражданам о каких-либо важных событиях или великих деятелей Рима в прошлом. Приведем любопытный сам по себе пример такого выпуска. В 27 году до н.э. римский Сенат наградил Октавиана за его заслуги титулом "Август", а также, кроме всего прочего, постановил посадить перед входом в его дом два лавровых дерева. Так лавр стал "имперским" деревом - символом Империи. И хотя лавровый венок для особо отличившихся на гражданском поприще практиковался римлянами и раньше, впоследствии он стал символизировать императорскую власть. Например, на этом денарии Августа 18 года до н.э. изображены лавровые деревья у его дома, посаженные Сенатом:

Подобный денарий был отчеканен через 100 лет, Императором Титом:

Очевидно, что монета посвящена столетию создания Империи и сообщает гражданам, что деревья Августа до сих пор растут - Империя развивается. Интересно, что еще через сто лет (при Марке Аврелии и Комоде) тема эта уже не поднималась, по крайней мере я не нашел в каталоге монет с похожим сюжетом. То ли деревья уже погибли, то ли тема эта была не очень актуальна.

Итак, мы видим, что римляне практиковали реставрационные выпуски. Однако, стоит отметить особо, - никогда до, и никогда после Траяна ни один император не производил такой массовой реставрации прошлых выпусков. Объясняется это просто. Фактически вся многовековая история Римского государства, отраженная в монетах (напомним читателю избитый тезис о том, что монеты в Риме кроме всего прочего служили и средством пропаганды), разом бросалась в топку из сиюминутных соображений экономического развития. Сама ситуация диктовала, чтобы "похороны" республиканского и ранне-имперского чекана должны быть обставлены торжественно и с подобающим символизмом. Вывод массы знакомых римлянам монет требовал оставить некоторую память о них, но восстанавливалось не все подряд (это было невозможно). Здесь была концепция восстановления. И личность императора, а также общественные настроения в Риме, определяли эту концепцию. Посредством реставрационного выпуска Траян попытался воссоздать единый взгляд на римскую историю, попытался переосмыслить весь путь, пройденный государством, переступить через узкопартийные точки зрения и, в конце концов, дать римлянам гармоничное видение своей истории. Сплав Республики и Империи, личной свободы граждан и государственной власти породил новой устойчивый порядок вещей, в котором отсутствуют внутренние распри, а процветание каждого - это успех всех, а успех всей нации работает на расширение влияние страны и благополучие каждого. Все эти фразы, которые я тут сформулировал, хотя и звучат современно и кажутся "притянутыми за уши", на самом деле есть суть тогдашней римской общественной идеи. Достаточно открыть "Панегирик" Плиния Младшего, чтобы убедиться в этом.

До Траяна о таком взгляде на свою историю и помыслить было невозможно. Напомню, что Империя начиналась как революция, восстание против республиканских устоев. Две партии - республиканцы и, грубо говоря, имперцы (хотя в начале "имперцы" даже не догадывались, что все это закончится Империей), или по-другому - оптиматы и популяры, вступили на тропу войны еще в конце 2-ого века до н.э., когда братья Гракхи выдвинули новый земельный закон. Их убийство и запустило эту вековую борьбу. Много великих людей участвовало с обеих сторон – оптиматы Сулла, Катон, Цицерон, Помпей, Брут; популяры Марий, Цезарь, Август. Борьба эта стоила Риму миллионы жизней, фронт зачастую пролегал через семьи и роды, разбрасывая людей по разные стороны баррикад. Серия гражданских войн и привела к установлению Империи, но и после этого борьба продолжалась в новой форме через распри между Тиберием, Калигулой, Нероном, Домицианом (в меньшей степени другими императорами) и Сенатом. Республиканцы отстаивали право гражданина на личную свободу - право на демократию, популяры защищали "демократизацию" римской власти - более справедливое распределение ресурсов страны между гражданами, а также подпирались желанием бесправной провинциальной элиты получить доступ к управлению государства. Так получилось, что идею Империи последние использовали как таран против первых. Революция закреплялась и углублялась. В результате популяры добились своего - вспомним, что Траян, в конце концов, был выходцем из богом забытой окраины Империи на берегу Атлантического океана. Фактически он был сам по себе воплощением идеи римской Революции, ее духа. Но с другой стороны, вековая борьба привела к безобразным крайностям тирании, репрессиям сумасшедших императоров. После 200 лет борьбы народа с самим собой он устал, выдохся, глубокая апатия овладела нацией. Именно в это смутное время дерзким дакийцам удалось добиться серьезных успехов - вплоть до того, что их великий сосед вынужден был платить дань за лояльность.

На таком фоне к власти и приходит Траян. С первых дней общественные ожидания прежде всего воспринимали его как "терминатора" Революции, как человека, который покончил бы с братоубийством, примирил "красных" и "белых". Необходимо было примирить то непримиримое, что несла каждая из партий - либеральные идеи Республики с властью и народностью имперской идеи. Вот такой взгляд на свою историю проводил реставрационный выпуск. Пропуском в новый пантеон великих римлян стала личная доблесть того или иного деятеля из обеих партий на благо Отчизны. Помните? - "Они погибли, сражаясь за Рим, каким они видели его в своем сердце". Подлецы из обеих партий были исключены. Вообще говоря, один этот факт был очень показателен - впервые власть в лице популяров признавала, что и на ее стороне были нехорошие люди. Калигула, Нерон, Отто, Вителлий, Домициан были решительно изгнаны из нового Пантеона. Взамен, впервые реабилитированы и упомянуты как достойные граждане такие вожди оптиматов как Сулла, Помпей, даже Брут - убийца Цезаря! Но давайте приглядимся внимательнее на сами выпуски и попробуем в каждом случае разобраться – почему Траян решил отметить данное событие или деятеля истории. Оговоримся сразу, до конца понять его логику непросто, а появление некоторых монет вообще загадочно для исследователей и вряд ли уже когда будет понято.

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СЕРИЯ

В этой серии - только серебряные денарии, никакого золота. Мысль за этим стоит очевидная - денарий сам по себе был порождением Римской Республики и как всякий "трудный", но в конце концов успешный ребенок, он имел право представлять Республику в этом параде Римской Истории.

В качестве первого примера приведены аверсы и реверсы оригинального республиканского выпуска 89 года до н.э. Семейства Рубриа (внизу) и выпуск Траяна, восстанавливающий эту серию (вверху). Сразу же хочу отметить следующее - тиражи всех траяновых выпусков были мизерные, - как правило изготовлялось один - два штемпеля. Общепринятая оценка количества монет, производимых одним штемпелем - 10-15 тысяч экземпляров. Нетрудно представить поэтому, насколько редки эти монеты, - до наших дней дошли считанные экземпляры для каждого типа. Поэтому я столкнулся с естественной трудностью нахождения хотя бы изображения этих монет. Как правило, я просто сканировал страничку из "The Roman coins in the British Museum" - отсюда и качество изображения.

Однако, денарий Рубриа – счастливое исключение, - его изображение я нашел в базе данных аукционов. Данный экземпляр, например, был продан на аукционе CNG за $2000. На аверсе изображена богиня Юнона в платке и с диадемой, надпись "DOS". На реверсе - триумфальная квадрига в честь этой богини, над ней летит Виктория, надпись: "L.RVBRI". Причина перечекана именно этой республиканской монеты не совсем ясна. Хранитель нумизматической коллекции Британского музея Мэттингли считает, что мы не знаем точного повода чеканки исходных республиканских денариев, поэтому нам трудно судить во многих случаях - почему именно эта серия была восстановлена. Скорее всего, здесь идет речь о религиозной подоплеке: богиня Юнона представляет одно из важнейших божеств Капитолия, не отметить которую Траян не мог. Сравним стили обоих монет. Сразу, что бросается в глаза - это явно не новодел, если под новоделом понимать чекан монеты тем же штемпелем, но в более поздний период. Очевидно, что штемпель резался заново, но перед мастером лежала старая монета. Республиканская монета выдержана в суховатом и несколько карикатурном стиле, присущей той эпохе. Через двести лет, при Траяне, уже царствовал совсем другая эстетика - голова Юноны вырезана с особой тщательностью, я бы даже сказал – натурализмом, все мельчайшие изгибы ее платка и лица дотошно отработаны – смотришь и веришь, что это портрет реальной женщины. Лошадки на реверсе вырезаны с такой же достоверностью, как и богиня. Это резко контрастирует со схематичностью квадриги на старой монете. Много и других мелких отличий, вроде количества спиц в колесе и стиля легенды. Главное же, на монете Траяна добавлена надпись "IMP. CAES. TRAIAN AVG. GER. DAC. P.P. REST.", не оставляющая сомнений кто настоящий эмитент данного выпуска. Вес монет (вот оно - ради чего и была задумана реформа!) отличается больше чем на один грамм - 4.3 г. республиканский денарий и 3.2 г. - денарий Траяна.

Следующий экземпляр более примечателен. Это денарий Секста Помпея Магнуса, отчеканенный в 42-40 годах до н.э. на Сицилии. На аверсе изображен его отец - Помпей Великий, погибший к тому времени в мясорубке гражданской войны. Рядом с ним предметы понтифика - литуус и ритуальный кувшин, надпись "MAG.PIVS IMP.ITER." На реверсе приведена сценка из мифа - два брата Анапиас и Анфиномас из сицилийского городка Катания с риском для жизни спасают своих родителей от извержения вулкана. В центре стоит Нептун, одной ногой на корабле. Легенда: "PRAEF CLAS ET. ORAE MARIT. EX.S.C." Сюжет и обстоятельства появления этой монеты хорошо изучены. Первый раунд гражданской войны был отыгран, вожди обеих партий - Юлий Цезарь и Помпей Великий – погибли.

После короткого затишья на сцену выходит следующее поколение - Гай Юлий Октавиан (будущий Август) объявляет себя наследником дела своего приемного отца и собирает под свои знамена цезарианцев. В ответ на это Секст Помпей, командующий флотом, тоже объявляет себя наследником дела отца - Помпея Великого и собирает оптиматов под свои знамена. Монета недвусмысленно говорит: "Несмотря на надвигающуюся грозу, я продолжаю дело отца и требую покарать его убийц" (это было прямой вызов Октавиану - который требовал покарать убийц Юлия Цезаря). Второй раунд гражданской войны был на пороге.

Замечательная монета! Но как же странно она смотрится в ряду восстановленных серий Траяна! Ведь Траян сам носит имя Цезаря - Августа и совершенно официально является их праправнуком. Тем страннее смотрится выпуск монеты, которая призывает покарать убийц Помпея Великого - Юлия Цезаря и его последователей (а значит и самого Траяна). Для ясности попробую провести параллель - представьте, что очередной генеральный секретарь в СССР выпускает памятную монету в честь "Императора Всероссийского Николая II", несмотря на то, что именно его отцы (в идеологическом смысле) приложили руку к убийству самодержца. Sic! Тем глубже мы должны понять определенный риск устоям, на который пошел Траян. Критерий был один - достойная служба Отчизне. Не надо объяснять, что Помпей Великий имел выдающиеся заслуги перед народом Рима в ратном деле - за это его имя и реабилитирует Траян.

ИМПЕРСКАЯ СЕРИЯ

Перейдем теперь к имперской серии реставрируемых монет. Сразу оговоримся, что термин реставрация здесь не очень подходит, так как большинство прототипов не существовало. Так что это скорее похоже на выпуск памятных монет. Главной особенностью здесь является материал - все монеты выпущены в виде золотого аурея. И опять смысл этого прозрачен: аурей - поистине порождение Империи и какому номиналу если не ему представлять здесь имперский период истории Рима? Характеристики императорам, по-видимому, давал сам Траян, задавая, таким образом, сюжет монеты. И тут нас ждет немало неожиданностей - взгляд Траяна на свою историю порой кардинально отличается от взгляда современных историков.

Первым из двенадцати цезарей идет сам Юлий Цезарь – своеобразный "Ленин" для популяров, если так можно выразиться. Ему посвящено несколько монет. Он обожествлен - DIVVS - и ассоциируется с Венерой-Викторией, а также Пакс-Немезидой, которая несет мир, но может и ударить, если потребуется. Очень примечательно, что в легенде Цезарь обозначен как IMPERATOR, как консул - COS. III, но ни в коем случае не DICTATOR, хотя именно последний титул фигурировал на всех последних прижизненных монетах Цезаря. Видимо титул этот был сильно дискредитирован за последующую эпоху.

Август тоже DIVVS, на одном аурее он изображен рядом с крокодилом - символом завоеванного Египта. Здесь реверс более примечателен - три армейских штандарта - копия с реверса монеты Марка Антония, злейшего врага Империи, хотя и цезарианца. Таким образом, опосредованно Марк Антоний так же реабилитируется за его заслуги перед страной, но как-то скороговоркой и без прямого напоминания.

Третий цезарь - император Тиберий. И тут кое-кто сильно удивиться - так уж мы привыкли, читая Светония и Тацита, рассматривать его как отморозка и законченного развратника. Ничего подобного! Его имя ассоциируется с богинями Пакс и Юстицией (ссылка на Ливию) - символами Мира и Справедливости. Нет, до обожествления Тиберий не дотянул, но мы понимаем, что истинная репутация Тиберия в обществе была совсем не той, как об этом писал Тацит. Суровый, справедливый, но - замкнутый и нелюдимый. И сделал он для государства не мало - он был талантливым администратором и Траян ценит это.

Тираны Калигула и Нерон - вне Пантеона Великих. Кстати сказать, отказывая им в упоминании на монетной серии, Траян обрекал их на забвение среди широких масс народа, - ведь весь их чекан был брошен в топку. Следующий по списку у Траяна - Клавдий. Он обожествлен также как Цезарь и Август, но странно то, что его образ тесно связан с богинями Конкордия, Спес, которые символизируют гражданское согласие, надежду на будущее. И ни слова про завоевание Британии! - собственно самое важное, что произошло при Клавдии. Некоторые исследователи считают, что Спес тут символизирует рождение самого Траяна (53 или 56 год н.э.), но это довольно спорно.

В тяжелый для Империи 69 год, "год четырех Императоров" - как говорили сами римляне, Траян счел нужным отметить Гальбу (однако, не обожествляя его) и связать с Либертас - как надежду на либеральные преобразования после тирании Нерона. Память о Вителлии и Отто отвергалась, но не люди, которые за них воевали. Поразительный случай - Траян реставрирует монету партизан Вителлия, отчеканенную в Верхней Германии! По-видимому, прослужив достаточно долго в Германии командующим, Траян имел какие-то свои резоны на это. DIVVS Веспасиан отчеканен на монете вместе с Юпитером и Меркурием, чем подчеркивается его военная и государственная карьера, а также интерес к развитию торговли:

Божественный Тит находится в тени своего отца, но имеет положительный образ. Последний в ряду героев Империи - Нерва:

Этот факт также интересен. Нерва был настолько непопулярен, что Траян только по истечении 10 лет смог официально во всеуслышанье отметить его обожествление памятной монетной серией.

Итак, главная мысль в траяновой концепции Римской истории проста: входной билет в Пантеон не твоя личная борьба за власть и участие в дрязгах, а реальный вклад в величие Римской Империи. Под таким углом зрения различие между популярами и оптиматами стало несущественным, и впервые за двести лет общество смогло договориться о своем прошлом. Революция закончилась. Траян поставил точку.



на главную

\x{0420}\x{0435}\x{0439}\x{0442}\x{0438}\x{043D}\x{0433}@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100


Copyright © 2004-2011 Дмитрий Брацун "Траян и его время"