на главную



DOMVS AVREA NERONIS


Окончание
очерка-исследования
Александра Карева


alexkarev#mail.ru



…eius modi domum cum absolutam dedicaret, hactenus comprobavit, ut se diceret quasi hominem tandem habitare coepisse.
(…и когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески.)

Светоний. VITA NERONIS. XXXI

Для конструкции Domus Aurea использовались самые последние технологии того времени. При входе гостей встречал каскад, под которым находилось специальное механическое устройство, собирающее воду. Почти в каждом зале имелись своеобразные технологические сюрпризы, например был устроен первый в мире лифт-подъемник, приводимый в действие вручную. Во многих покоях все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами. Следует отметить, что его увенчанный куполом Восьмиугольный зал, в который свет попадал через круглый проем в центре, являл собой древнейший пример кирпичной постройки, возведенной с использованием цемента. Здание было оборудовано всеми видами тогдашних технических новшеств: это и бани с серной и минеральной водой, и крупнейший в мире гидравлический орган, и движущиеся панели, посыпавшие обедающих цветами и источавшие благовония, и механически вращающийся купол главного трапезного зала, венчавший здание и воспроизводивший движение небесных светил.



Реконструкция Восьмиугольного(Октогонального) зала. Вдали имитированный вид парка, в котором стоял дворец.


Реконструкция Восьмиугольного зала в противоположном направлении.


Современный вид Восьмиугольного зала Дома Нерона.

Нерон часто жаловался, что ему неудобно во дворце Калигулы, который он называл простой лачужкой. Он даже насмехался над своими предшественниками, что они довольствовались подобной ямой. Полный огромных мечтаний он, неисправимый художествен ный самодур, бредил химерическими дворцами. Он намечтал себе план резиденции, равной дворцам Китая и Ассирии. Осуществить столь грандиозный замысел архитекторам Северу и Целеру помог изобретенный уже к тому времени цемент. Они были одними из первых, кто начал использовать неизвестный дотоле стро ительный материал. Арки и купола не требовали больше мощных стен для опоры, и потому весь "Золотой дом" получился легким и воздушным. Это было строение светлое и романтическое, царство искусства и безмятежности. Общая площадь дворца, в котором было более 100 залов, равня лась приблизительно 130 гектарам. "Золотой дом" простирался от Целиева холма до Форума Августа и от Палатина до садов Мецената Чтобы хоть примерно представить эту площадь, можно сопоставить ее с Парижскими достопримечательностями: для Парижа это были Лувр, Тюильри и Елисейские поля, вместе взятые. Территория дворца действительно была так огромна, что современники с горечью шутили: "Римлянам остается только одно - переселиться в соседний город Вейн". Зато сам Нерон, когда строительство было завершено, сказал: "Наконец-то я смогу жить по человечески!".



Ванна для омовений из цельного(!) куска порфира, обнаруженная на территории Золотого дома. В наше время находится в музеях Ватикана.

Все эти излишества привели к огромным народным волнениям. Сенат низложил Нерона и объявил его вне закона. Всеми покинутый, кроме нескольких рабов и вольноотпущенников, низложенный император бежал из Рима и после долгих колебаний покончил жизнь самоубийством в одной из пригородных вилл. Перед смертью он не переставал повторять: «Какой артист погибает!». Светоний рассказывает, что еще долго неизвестные лица украшали могилу Нерона цветами, выставляли его бюсты у ораторской кафедры на форуме, выпускали прокламации, в которых говорилось, что император жив и скоро вернется, чтобы наказать своих врагов...

После гибели Нерона события, связанные с его Золотым домом развивались следующим образом. Отон, правивший всего три месяца, выделил на достройку дворца 50 миллионов сестерциев, но дворец был уже обречен. После Нерона императоры делали всё возможное, чтобы уничтожить память о нём. Флавии, преемники Нерона и Отона, тяготились доставшимся им дворцом-виллой. Очередной пожар при Тите, бушевавший три дня и три ночи, дали повод к разборке дворца и полной перепланировке территории в 79-81 гг. При пожаре столицы Тит воскликнул: „Все убытки — мои!“ — и все убранство своих усадеб отдал на восстановление построек и храмов, а для скорейшего совершения работ поручил их нескольким распорядителям из всаднического сословия. На землях Золотого дворца Флавии построили новый форум, термы, амфитеатр; отдалённые участки отошли под частную застройку. В 104-109 гг. император Траян начинает возводить термы, и исчезло то немногое, что ещё оставалось от дворца.



Схема Эсквилинского крыла после закрытия дворца при постройке терм Траяна. Жирным черным цветом обозначены подпорные стены террасы терм. Области, покрытые пунктирными точками – забутованные помещения. Инженеры Траяна поступили мудро, используя (а не разрушая) крепкие стены и своды Золотого дворца. Уничтожен был только верхний (легкий и воздушный) ярус дворца.


Фрагменты Золотого дворца, дошедшие до наших дней. Серым цветом обозначены поздние постройки, черным – период Нерона или до него. Любопытно, что дворец Тиберия (4) и Большой цирк (2) вошли в комплекс Нероновой виллы; (7) – вестибюль дворца со статуей колосса Нерона (ныне храм Венеры и Рома), (5) – главный корпус дворца, правая секция разрушена до основания и ее наличие лишь предполагается. (1) – храм Божественного Клавдия, (6) – Амфитеатр Флавиев (Колизей), (3) – фундамент времен Нерона на Палатине. Предполагается, что это было дополнительное крыло для Проходного дворца, построенное уже после пожара.


Для строительства крыла на Оппии (Эсквилине) была срезана часть холма, таким образом, нижний, сохранившийся этаж дворца являл собой подпорную террасу склона. Именно это обстоятельство было использовано Траяном для постройки терм десятью метрами выше и спасло памятник от полного уничтожения. Жирной черной линией отмечен срез холма под строительство.

Инженеры Траяна поступили мудро, используя не разрушая их крепкие стены и своды Золотого дворца. Уничтожен был только верхний (легкий и воздушный) ярус дворца. Для строительства крыла на Оппии (Эсквилине) была срезана часть холма, таким образом, нижний, сохранившийся этаж дворца являл собой подпорную террасу склона. Именно это обстоятельство было использовано Траяном для постройки терм десятью метрами выше и спасло памятник от полного уничтожения.



Макет Рима 4 в.н.э. (Музей ЭУР, Рим). Колосс Нерона передвинут на новое место, на месте колосса и вестибюля дворца император Адриан построил храм Венеры и Рома. Колизей построен на месте искусственного озера. За громадой Колизея видны термы Тита. Термы Тита зажаты между громадой Колизея и термами Траяна.



Схема взаимного расположения фрагментов Золотого дворца (отмечено красным), терм Тита (синим) и Траяна (черным).
Таким образом, Domus Aurea был скрыт и забыт до периода эпохи Возрождения, когда многие известные художники того времени, такие как Рафаэль, Микеланджело, Пинтуриккьо, Бальдассаре Перуцци и компания каждый день спускались на канатах под своды «Золотого дома» и лихорадочно срисовывали фрески. Они обнаруживали там невиданные никем ранее фрески и копировали эти декоративные росписи.. На фресках они оставляли свои автографы, также были обнаружены «следы посещения» развалин Маркизом де Садом и Казановой. Можно сказать, что до открытия Помпей и Геркулануму подземный дворец был главным источником вдохновения для художников, возрождающих забытую после средневековья живопись. Такие изображения на фресках получили название «гротеск» как раз из-за Золотого дворца, так как слово «грот» означает пещеру, а именно так дворец и выглядел. Это, в частности, дало толчок появлению в ренессансной живописи гротескного стиля. В этом стиле оформлены знаменитые лоджии Ватикана, расписанные учениками Рафаэля во главе с самим маэстро.




Еще несколько Фресок из Золотого Дома Нерона...














После периода Возрождения это место опять было забыто. Некоторым деятелям эпохи Ренессанса казалось, что дворец изначально и был построен как подземный и это навевало некоторые «романтические» реплики-павильоны в парках и садах ренессанса. Только относительно недавно была установлена причина таких «наслоений» из терм над Домусом.


Катастрофические разрушения фресок начались
особенно сильно в 20 веке, после полной разгерметизации
дворца исследователями.
И уже в наши дни возник новый интерес к этому необычайному археологическому шедевру. Дворец в 20 веке неоднократно отрывался после длительных реставраций, дабы спустя некоторое время закрыться вновь. Основной причиной разрушения фресок стали ливневые дожди, которые идут в Риме с ноября по январь. Фрески, хорошо хранившиеся в полной консервации до Ренессанса, под действием влаги начали разрушаться. Именно дождям приписываются обвалы потолков дворца в XIX и XX веке. Большая часть фресок из тех, что еще могли видеть Рафаэль и Мекаланджело, на данный момент утрачены навсегда - о них можно судить только по тем самым рисункам в Ватикане. На данный момент времени сохранилось всего около 1,5 тыс. м2 фресковой росписи из первоначальных 30000. Увы, время безжалостно...

Находки в Золотом Доме также поражают воображение – в нем было найдено колоссальное количество предметов обихода, массивных декоративных элементов и мраморных скульптур, и среди множества из них – знаменитый Лаокоон, ныне находящийся во дворце Пио-Климентино в Ватикане. Может показаться странным, почему статуи были не вынесены из дворца? Ответ здесь простой – во времена Траяна они просто были никому не нужны. Слишком дорого обошелся бы вывоз статуй – для древних это были всего лишь копии с греческих оригиналов, которые в те годы ЕЩЕ существовали. Копия Лаокоона была частично разбита еще в древности и ценности особой не представляла. Но из-за полного уничтожения еще в Средние века всех греческих статуй, отлитых в бронзе, до нас дошла единственная возможность увидеть гениальную работу родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора.



Лаокоон и сыновья - римская копия с эллинистического оригинала.

Археологические поиски на месте дворца последнего императора из династии Юлиев-Клавдиев продолжаются и по сей день. Ученые уже сделали немало интересных находок. А недавно на месте жилых покоев Нерона была обнаружена огромная арка, щедро украшенная великолепной мозаикой. Здесь изображен сюжет, типичный для римского жилья того времени, - прекрасные юноши собирают урожай винограда и делают из него вино, один из них играет на двойной флейте, и все выглядят невероятно счастливыми. Возможно, эта арка была частью большого зала. Отсюда тянутся в четыре стороны гроты и тоннели, которые явно должны привести археологов к новым невероятным находкам. Ученые считают, что большая часть дворца императора все еще скрыта под землей. Они также рассчитывают найти здесь уцелевшие части городских построек, современных Нерону.



Современный вход в Золотой Дом Нерона.


Маршрут для посетителей отмечен оранжевым цветом. Начало маршрута внизу слева.


Экскурсии проходят в строительных касках.

В наши дни посетители входят в Золотой Дворец через сохранившийся фрагмент терм Траяна, далее спускаются вниз в техническое помещение под термами, через отверстие в стене проходят вдоль ребер жесткости контрфорсов террасы терм и попадают в один из залов дворца. Экскурсии по Domus Aurea проходят в строительных касках из-за постоянных угроз осыпания штукатурки и обвалов стен. На фото внизу приведен вид на местность вокруг Колизея со спутника (Goggle Earth), показывающий археологическую зону терм Траяна и Золотого дворца под ними. Хорошо виден вход в помещение и восьмиугольное отверстие купола главного зала Дома Нерона. Необходимо отметить, что в настоящее время (2007 - 2009 гг.) дворец закрыт на реставрацию после ряда обрушений и для посещения не доступен.



на главную

\x{0420}\x{0435}\x{0439}\x{0442}\x{0438}\x{043D}\x{0433}@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100


Copyright © 2004-2011 Дмитрий Брацун "Траян и его время"