на главную



МИРА ЛИКИЙСКАЯ


Рассказ представлен
Григорием Янушкевичем


grig-yanush#mail.ru



Мира Ликийская – древний турецкий город (современное название - Демре), затерявшийся между эпохами и народами, некогда населявшими эту землю. Прибывшего сюда путешественника обязательно отвезут к церкви, где в IV веке от Р.Х. был епископом, проповедовал и был похоронен один из наиболее почитаемых христианских святых Николай, он же – Угодник, он же – Мирликийский, он же – Санта Клаус. Весьма причудливо выглядит соседство старинного храма, чей фундамент находится значительно ниже (метров на 5-7) (смотри на фото – уровень земли и снимок храма с современного уровня) современной поверхности земли, установленных рядом со входом аж двух (!) статуй Санта Клауса – одна вроде бронзовая, вторая – типа аляповатой хохломы (чего не сделаешь ради привлечения туриста!) и многочисленных лавочек, сбывающих страждущим иконки Николая и прочую околоцерковную утварь.

уровень земли и храма санта клаус другой санта клаус

Впрочем, самих мощей святого здесь давным-давно уже нету. В смутную эпоху средневековья эта церковь несколько раз разрушалась сарацинами, но снова возрождалась. Мощи же святого Николая были банально украдены единоверцами-католиками - итальянскими купцами, разграбившими гробницу в XI веке, чтобы в их родном захолустном городишке Бари появилась своя достопримечательность (на фото ниже - общий план захоронения). Естественно, для оправдания средневекового гоп-стопа была придумана легенда о том, что одному католическому священнику из этого самого городка во сне явился лично святой Николай, и попросил о перенесении его мощей именно в Бари… Турецкое правительство до сих пор безнадежно пытается добиться возвращения в страну похищенных реликвий. А в церкви Миры путешественникам покажут саркофаг Николая, крышка которого была разбита итальянцами много столетий назад для извлечения мощей… (смотри на фото)

гробница разрушения

Сама Мира была основана примерно в V веке до Р.Х., и одной из достопримечательностей города являются знаменитые скальные захоронения - высеченные в скале гробницы древних ликийцев. Находятся они на отвесном срезе скалы, которая буквально изПЕЩРена этими «пещерами». У народов Ликии существовал обычай хоронить мертвых на возвышенных местах, так как предполагалось, что это поможет им попасть на небо. Вплотную приблизиться к скале не удастся – она огорожена, полюбоваться уникальным некрополем можно лишь со стороны, с возвышающегося поблизости древнеримского театра. Но говорят, что каждая гробница с внешней стороны пышно украшалась барельефами и резьбой, по которым можно определить, - чем занимался усопший при жизни… (смотри фото)

пещеры

А рядом со скальными гробницами находится римский театр, архитектура которого и в особенности красота скульптурных барельефов, говорят о прекрасном художественном вкусе местных мастеров. Живописная картинка - возле театра вповалку лежат найденные в ходе раскопок колонны с характерными навершиями в виде театральных масок (на фото). Как говорят специалисты, и этот театр, и все остальные античные театры (а их немало) сохранились до наших времен на территории Турции не благодаря тонкому вкусу местного населения или собственной художественной значимости, а из чисто прагматических соображений. Рачительные предки турок использовали театры под насущные нужды «народного хозяйства» - очаги культуры были переоборудованы в караван-сараи, где после утомительных переходов отдыхали верблюды и купцы в окружении, естественно, девушек-рабынь. Причем, перестраивали театры под караван-сараи примечательным образом. Караван-сарай – это крытое сооружение, которое защищало от солнечных лучей. Как возводили над ними крышу? Особенно, учитывая большую площадь театральной арены, а диаметр сооружения – ни много, ни мало - 150 метров.

маска еще маска и еще маска

Весь объем театра сначала ... под завязку заполнялся землей. Вручную. Затем поверх земли укладывались стропила крыши и запирались на распор «замкОм». Затем крышу – КРЫЛИ, а землю, снова вручную, убирали назад. Представляете себе объем работы, сколько земли нужно было перелопатить на этой «великой стройке»?! Трудозатраты на это сегодня сложно себе вообразить в адекватном масштабе, особенно с точки зрения современного человека и наших представлений о средневековых технологиях… Хотя, в любом случае, - цель оправдывает средства. Обеспечение торгового транзита из Азии на европейские рынки в те времена было основным источником доходов османов.

театра другой вид еще вид театра

…Когда садишься на нагретую солнцем каменную скамью театра, накатывают странные чувства. Будто ты – зритель, пришедший на спектакль античного драматурга. Вокруг много народа и поскольку твое сидение является так же и площадкой для ног сидящих сзади - это доставляет некоторое неудобство для того, на чем сидишь... Но пока не началось театральное действо, проверяешь, - не забыл ли дома запасы еды и питья, поскольку представление будет долгим: скорее всего, на весь день… И вот-вот на арене появится актер и затянет что-нибудь бесконечное вроде:

- Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, который…

театр


на главную

\x{0420}\x{0435}\x{0439}\x{0442}\x{0438}\x{043D}\x{0433}@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100


Copyright © 2004-2011 Дмитрий Брацун "Траян и его время"