на главную



ГОРГИППИЯ - РОССИЙСКИЙ КРАЕШЕК
АНТИЧНОЙ ОЙКУМЕНЫ



Фоторепортаж Дмитрия Брацуна



В этом году после десятилетнего перерыва всей семьёй отдыхали на нашем юге. Так как в семье трое малышей, то выбор пал на Анапу - знаменитый ранее на весь СССР детский курорт. Лично я в Анапе был в первый раз. Не знаю был ли здесь репортаж из Горгиппии, вполне вероятно, что и нет. Наши античные места традиционно манкируются, а некоторыми и вообще откровенно презираются. Конечно, по напряжению и концентрации культуры и цивилизации такие окраины ойкумены ни в какое сравнение не идут, но у них есть свой собственный шарм (кто понимает о чём я). Лично мне всегда нравилось бывать в таких местах, куда с трудом дотягивается, но всё таки дотягивается цивилизация. Именно на границе дикости и цивилизации видны какие-то важные черты рассматриваемого мира. Вспоминается какие интересные чувства я испытал, когда служа на советско-китайской границе в зоне, где на 200 километров не были ни одного гражданского, прямо в тайге, будучи в дозоре, я наткнулся на пограничный столб Российской империи с шикарным двуглавым орлом. Стоять на берегу быстрой Аргуни в 10 тысячах миль от Москвы и Петербурга (тогда Ленинграда) и смотреть на этот столб, стоящим в абсолютной дикости и заброшенности, - было совершенно нереально. В общем, я это к тому, что "если уж выпало в империи родиться, - лучше жить в провинции у моря".

Город Анапа, в древности Горгиппия, - в настоящий момент представляет собой симпатичный южнорусский городок, который отличается исключительной чистотой и ухоженностью. Отдыхать в нем приятно и комфортно. В принципе, уровень ухоженности приближается к европейской, что меня приятно удивило. Аборигены связывают нынешнее процветание города с деятельностью Анатолия Пахомова - до 2009 года бывшего мэром Анапы. Довелось услышать от горожан мнение, что это был лучший за последние 100 лет руководитель города. К сожалению (как считают горожане) в 2009 году А.Пахомов избрался мэром Сочи. Как человек, впервые посетивший Анапу, отмечу некую безликость и аляповатость архитектуры. Видно, что за последние годы город совершенно перестроился, но то, что возводится, мне напоминает американские города. Нет здесь характерной стильной архитектуры - много красивенького кича. Для туристов построили вот такого рода бунгало, в которых жить вполне комфортно (рис.1).

Городская набережная выглядит очень симпатично - она вьётся вдоль моря, то опускаясь к воде, то поднимаясь на скалы:

Море в Горгиппии делится на две части - к северу от маяка идёт песочный пляж, состоящий из настоящих барханов, поросших колючей растительностью. Песок мелкий, белый и чистый. Эта часть живо напомнила Куршскую косу в Калиниградской области (Восточной Пруссии). Берег пологий, можно сто метров брести - не утонешь. Детям отдыхать очень хорошо (рис.3). Само море, правда, в августе зарастает какой-то зеленой массой, которая после шторма бывает выбрасывается на берег. Прямо на территории города рельеф заметно поднимается и южная часть представляет собой скалы с редкими спусками к воде. Пляж узкий и галечный. Зато пахнет здесь настоящим морем! Между этими разными частями находится удобная и защищенная от ветра гавань, которую и приметили древние эллины. Здесь уже было какое-то поселение аборигенов, но греки принесли сюда полноценную цивилизацию. Откуда припрыли колонисты я информации не нашел, пишут расплывчато из Малой Азии. Возможно Милет - "мать городов эллинских"? Сначало город назывался Синдика, по имени местных аборигенов (синдов), но с 4 века принял название Горгиппия - в честь Горгиппа правителя города из династии Спартокидов. Надо сказать, что климат Северного Причерноморья в античные времена считался суровым. Морозы, которые столяи зимой здесь стали стандартной художественной гиперболой. Например поэт Флор попытался уязвить императора Адриана следующими стихами: «Не хочу быть цезарем, не хочу бродить бродить по Британиям и страдать от скифских морозов!» (император ответил остроумно: «Не хочу быть Флором, не хочу бродить по кабакам, укрываться в плохих трактирах и страдать от мух»). Горгиппия входила в состав Боспорского царства, но даже в этом государстве город был далёкой провинцией, что же говорить о положении Горгиппии по отношению к признанным центрам античного мира?

Русскими эти земли стали в славном XIX веке, когда после нескольких войн и 6 осад в течение 40 лет, турецкая крепость Анапа пала и над ней был водружен российский флаг - это случилось 12 июня 1828 года. Сейчас крепость срыта от нее остались лишь одни ворота, которые носят наименование "Русские ворота". Сухопутной операцией руководил контр-адмирал Меньшиков, отличился Таманский отряд В.А. Перовского и казаки атамана А.Д. Бескровного. Сложность операции состояла в том, что приходилось воевать на два фронта - с турками в крепости и с черкесами с тыла.



Мемориал у Русских ворот


Около ворот стоят трофейные турецкие пушки


Еще одна достопримечательность из 19 века

Но вернемся к античным корням Горгиппии. Надо сказать, что турки всё античное снесли, а потом русские снесли все постройки турок. Поэтому от антики к настоящему времени мало что сохранилось. Но есть музей-раскопки под открытым небом "Горгиппия". Посмотреть там есть что, хотя большинство самых ценных находок было отправлено в советское время в Керчь - в центр Боспорского царства. Сейчас это уже не Россия и приходится только жалеть о потеряных экспонатах. Часть находок, конечно, была отправлена в Москву и Петербург. Вход в музей выглядит так:

Городище находится в центре современного города Анапа. Частично раскопаны городские кварталы, богатые погребения. Создан музей-заповедник «Горгиппия» под открытым небом, где представлены мощёные камнем улицы, фундаменты и стены жилищ, остатки мастерских, виноделен, рыбозасолочных ванн, мраморные плиты с надписями, извлечённые из некрополя саркофаги местной знати и т.д. (рис.7) В 1975 году в центре Анапы при рытье котлована был открыт уникальный памятник античной культуры — расписной склеп греческой знати. Склеп назван археологами «Склепом Геракла» и относится к концу II — началу III века. Гора из неразобранных еще кусков этого сооружения виднеется около музея-заповедника (рис.8).



Музей-раскопки на свежем воздухе


Куски неразобранные еще, видимо, но зато пронумерованные


Горгиппия входила в состав Боспорского царства

В музее, на мой взгляд, очень интересная коллекция недгробий провинциального греческого кладбища. Причем, похоронены здесь были как люди состоятельные, так и беднота. Интерес как раз и состоит в разнообразии сюжетов и техники исполнения надгробий. Вот, например, надгробие солдата, очень смахивающего на римского легионера. Правда откуда в Горгиппии римский легионер? - даже в лучшие годы ничего не известно о присутсвии римской армии в этих местах. Выполнено оно из местного известняка, о тщательности проработки и говорить нечего - умерший человек не был богатым. Но мне лично нравятся такие, я бы сказал, естественные вещи эллинов. Данная работа живо напомнила мне провинциальные метопы в Трофее Траяна.

Приведу некоторые другие надгробия:



Портрет умершего мужчины. Почти карикатурный. Держит в руках свиток (чиновник?)


Разные надгробия бедняков


Прелестная композиция - Артемида?

Надгробия богатых выполнены в мраморе и тщательность отработки деталей говорит, что здесь работали настоящие мастера, возможно, выписанные из столицы Боспорского царства. Мрамор был привозным - в окрестностях Горгиппии он не встречается. Трогательны групповые семейные портреты, на которых супруга и дети умершего прощаются с мужем. Суровая и простая эстетика мира эллинов - на надгробии высечено: "Агаф, сын Протагена, прощай..." Этот перевод был в музее, одноко, значение греческого слова XAIPE скорее "будь счастлив". Надгробная надпись приобретает несколько иной смысл. Это лучше отражает менталитет эллинов. Я не являюст специалистом по этим метопам, но мне кажется, что рядом с мужчиной, скорее всего, - супруга умершего и двое детей. Хотя возможно маленькие фигурки обозначают рабов, которых на греческих барельефах изображали именно так. По стилю видно, что это время Марка Аврелия - вторая половина 2 века н.э.

Еще одно надгобие этой же эпохи (рис.14) - уровень художественного исполнения высочайший!



Портрет умершего мужчины верхом на коне


Детали композиции - привлекает внимание фигуры женщины.


Еще одно интересное надгробие, которое содержит множество бытовых деталей: "Гликарион, сын Пофиска, будь счастлив..." Рядом - собака и ребенок. Сам умерший изображен на ложе выпивающим из чаши.

По поводу часто встречающихся на надгробиях фигуре женщины, приведу следующее мнение А.А.Лойко:

Зограф А.Н. (Античные монеты. С. 193—195.), упоминая о этих монетах, считал, что монеты выпускались после 17-14 гг.н.э. и атрибутировал изображения как "женская голова в калафе и покрывале" и "женская голова в диадеме и покрывале" говорит о том, что "Нет сомнения, что в женской голове лицевых сторон следует видеть разные аспекты женского божества, вероятнее всего, той же Афродиты Урании или Апатуры, которые мы встретим на монетах царей более позднего времени. Попытки Ростовцева (Бронзовый бюст боспорской царицы и история Боспора в эпоху августа.//Древности, издаваемые Московским археологическим обществом. М., 1916, стр. 1—23.) усмотреть в этих головах портретные черты Динамии неубедительны.(стр. 193). Монеты "царей более позднего времени" о которых упоминает А.Н. Зограф - медь царей Боспора, начиная с Савромата II, на реверсах которых помещено изображение богини на троне. Хронология (по В.А.Анохину) правлений Гипепирия - 37/8-38/9 гг.н.э.- Рискупорид I - 68/9-91/2 - Савромат I - 93/4-123/4. На изображение Ливии больше похоже, скорее рис.11, да и то, только головным убором. Сомнительно, чтобы изображение Ливии на монетах провинциального царства сохранялось столь долгое время. Почему Афродита? Культы Кибелы или Тихе на Боспоре не были так сильно распространены, как культ Афродиты. Что подтверждается и надписями, например из той же Фанагории, где, как отмечал Страбон, существовало святилище "…Есть и в Фанагории известное святилище Афродиты Апатуры (т.е. Обманчивой). Для объяснения происхождения этого названия приводят миф, будто богиня, когда гиганты напали на нее, призвала на помощь Геракла и спрятала его в какой-то пещере, а затем, принимая отдельно каждого гиганта, поодиночке передавала их Гераклу, чтобы он умерщвлял их обманом." Там же была найдена надпись - "Царь Аспург, сын царя Асандра, Афродите-Урании-Апатуре посвящает..." У того же А.Н. Зографа: "изображение Афродиты Урании или Апатуры, головы и полные фигуры которой мы впоследствии постоянно будем встречать на царских боспорских монетах императорской эпохи. Выбор головы главного божества, имевшего прославленное святилище на азиатском берегу Боспора, по близости от Фанагории, и его атрибута в качестве мотивов монетных типов находится в полном согласии с общегреческими тенденциями монетного дела как в классическую, так и в эллинистическую эпоху" (стр. 181). Так что вероятно можно считать такую атрибуцию традиционной.

В центре экспозиции скульптурный портрет в полный рост Неокла - главы города. Честно говоря, я сначала подумал, что это Марк Аврелий. Надпись на стутуе говорит: "При царе Тиберии Юлии Савромате, друге Цезаря и друге римлян, Неокла, бывшего правителя Горгиппии, своего отца и благодетеля, Геродор, сын Неокла, наместник Горгиппии поставил почета ради в 483 году месяца Лоя 15 числа." Установка скульптуры датируется 186 годом. Здесь интересно насколько в это время Боспор был привязан к римской государственнной машине - даже мэр далекого города Боспорского царства считает необходимым проговорить титул царя Боспорского царства, называя его "другом римлян". Фактически Боспор в то время был провинцией Империи. Качество скульптуры - столичное! Правда, это всего лишь копия - оригинал хранится в Москве, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Лично мне кажется, что Неокл на своей родине смотрелся бы гораздо органичнее. Данная скульптура уникальна для Северного причерноморья, так как другие изображения царей или правителей городов здесь неизвестны.

В музее много надписей. Меня заинтересовала техника их исполнения. В чем то она очень похожа на изготовление штемпеля (обратите внимание на разметку):

Горшочная тема в музее полностью ракрыта. Инсталляция с корабликом:

Амфора в ракушечнике (очевидно, со дна моря очевидно):

Я думаю рассказано достаточно, чтобы пробудить имнтерес у читателя и подвигнуть его посетить этот замечательный край!



на главную

\x{0420}\x{0435}\x{0439}\x{0442}\x{0438}\x{043D}\x{0433}@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100


Copyright © 2004-2011 Дмитрий Брацун "Траян и его время"