на главную



ДРЕВНИЙ БЕЙТ-ШЕАН


Очерк предоставлен
Геннадием Бордуковым


genavan#bk.ru



...поэтому он послал своего сына, Тита, в Кесарию для того, чтобы расположенное там войско перевести оттуда в Скифополис - самый большой в области десяти городов, близ Тивериады, и сам, отправившись туда, соединился с сыном.

Иосий Флавий "Иудейская война"

Бейт-Шеан, Ниса, Скитополис, Беф-Сан, Бейсан - за свою многовековую историю это место сменило столько названий, что складывается впечатление - разговор идёт о разных городах. Выгодное географическое положение на пути торговых караванов из Египта в Заиорданье и Сирию, плодородные земли на стыке Изреельской и Иорданской долин у реки Харод - всё это обусловило появление здесь поселения ещё в незапамятные времена. За четыре тысячелетия своей истории город знавал периоды расцвета и запустения, великих битв и природных катаклизмов, в результате одного из которых - землетрясения 15 января 749 года - был полностью разрушен и постепенно пришёл в упадок и запустение. Время скрывало остатки города под слоем песка и земли. Лишь в начале XX века археологи приступили к раскопкам. До настоящего времени удалось раскопать лишь около 10% территории древнего города.

В качестве лирического отступления: на холме на заднем плане приведенного выше изображения виднеется сухое дерево. Там снималась одна из центральных сцен экранизированной версии рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". Так вот, именно на этом дереве повесился Иуда Искариот.

Итак. Название города происходит от имени языческого бога солнца Шана или Шеана и переводится как "дом солнца". Уже в 5 тысячелетии до н.э. в этих местах было поселение. Материальные следы присутствия различных цивилизаций наиболее явственно прослеживаются с египтян, в папирусах XIX века до н.э. встречается упоминание об этом поселении. При египетском фараоне Тутмосе III во время знаменитой кампании Мегидо здесь был основан египетский город, кстати, единственный вне территории Египта. Раскопанные здесь египетские артефакты хранятся в музее Рокфеллера. В эпоху еврейского поселения в Ханаане Бейт-Шеан вошёл в надел колена Менаше, но население так и осталось ханаанским. У подножия горы Гильбоа, которая находится неподалёку от этих мест, произошло, согласно Библии, знаменитое сражение с филистимлянами, в ходе которого погиб первый израильский царь Саул и его сыновья. Именно на стенах городской башни Бейт-Шеана были выставлены тела Саула и его сыновей. Царь Давид сумел отвоевать город у филистимлян, а Царь Соломон способствовал его превращению в важный административный центр своего царства. Во времена Второго Храма Бейт-Шеан являлся эллинистическим городом, чему множество материальных свидетельств.

В то время город назывался Ниса. Название связано с мифологией - с богом виноделия и плодородия Дионисом, которого в городе весьма почитали, устраивали в его честь празднества и театральные представления, статуя Диониса украшала римский театр. Так вот, одна из нимф, населявших Нисейскую долину и вскормившая Диониса, была похоронена в этом городе. И охраняли будто бы её гробницу скифы из армии Александра Македонского. Отсюда ещё одно название - Скифополис. На фотографии приведена капителькоринфского ордера.

Город был завоёван сыновьями Иохана Гиркана в 107 году до н.э. При хасмонеях город вновь становится административным центром. При Помпее город становится частью Декаполиса - конфедерации 10 эллинистических городов. Напомню также, что император Траян в 105-106 гг. восточные города Декаполиса включил в вновь формировавшуюся провинцию Аравия. В своё время Антоний подарил Бейт-Шеан царице Клеопатре. Во времена восстания Бар-Кохбы Бейт-Шеан перешёл под управление евреев. После подавления восстания - вновь римское правление. При императоре Диоклетиане город славился своими качественными и дорогими тканями. Затем наступило долгое и плодотворное для города византийское правление. В византийский период город был столицей Галилеи и Голан. Население города составляло свой максимум-около 40 тыс. человек. В середине 7 века город захватывают арабы, сделавшие его частью империи Омеядов. Сильнейшее землетрясение 749 года разрушило город, что помогло династии Аббасидов установить над ним свой контроль. В то время город назывался Бейсан. При крестоносцах в городе имелась небольшая крепость. После крестоносцев городом владели мамлюки, которые разрушали то, что не сумела разрушить природа. Они растаскивали камни храмов для строительства своих домов.



Реконструированный план города


А так выглядит город сейчас


А так город выглядел во времена своего расцвета!

При входе в город (если судить по реконструкции выше, он располагался прамо в центре древнего городища) нас встречает великолепный римский театр 2 века н.э., наиболее сохранившийся на территории Израиля. Театр вмещал около 7 тысяч зрителей. Социальное неравенство, царившее в римском обществе, замечательно иллюстрирует тот факт, что в театре отлично сохранились лишь первые 14 рядов, сделанных из мрамора. Ряды же галёрки, предназначенные для простого люда, были сделаны из базальта, который сохранился не так хорошо. Обратите внимание на прямоугольные проёмы в стене, которые находятся над верхним рядом сидений - это специальные звуковые ловушки для улучшения акустики, которая просто потрясает в этом театре. Голоса людей, находившихся на арене, в верхнем ряду слышно замечательно.



Крупнейший в Израиле сохранившийся античный театр


Сидения выше 14 ряда сохранились плохо


Звуковые ловушки, улучшающие акустику театра

За сценой остатки стены с колоннами которые видимо служили для установки декораций к спектаклю. Колонны были изготовлены из гранита и вся стена достигает высоты в двадцать метров. Справой стороны особенно хорошо сохранился участок стены с колоннадой, глядя на который зритель может себе представить все великолепие древнего театра. Надо сказать, что театр выстроен был особенно тщательно. Ниже приводится фотография ступенька для входа на один из зрительских рядов. Она выточена из двух половинок и видно с какой тщательностью подогнаны эти половинки. Театр просуществовал до 6 века н.э. В театре было 8 входов сверху и 2 сбоку. Входы - это капитальные сооружения с мощными арками (смотри фотографию ниже). Сцена и арена театра были вымощены мрамором, который доставлялся сюда из Малой Азии. Также театр был богато украшен искусно выполненными барельефами и резьбой по камню. Сцена - это то, чем римский театр отличается от греческого. В греческих театрах не было сцены, просцениума и задней стенки.



Сегмент коринфийской коллонады в просцениуме


Тщательность обработки камня


Выход из театра

Теперь заглянем за кулисы театра. Вернее, в театральный общественный туалет. Он представляет из себЯ огромное помещение, рассчитанное на 50 посетителей одновременно. Туалет весьма благоустроен: сидушки из полированного мрамора, мраморные колонны и пол. Две канавки с проточной водой обеспечивали достаточную функциональность туалета. В традициях того времени было в центре помещения воскуривать ароматные масла. Как видно из фотографий, никакого деления на женскую и мужскую половину не было. Впрочем, римлян, видимо, это не беспокоило.

А теперь посетим ещё одно место общественного пользования - городские бани. Построены они были в конце 4 века н.э. на фундаменте более ранней римской постройки. Затем бани неоднократно перестраивались уже византийцами. Спортивная площадка перед банями, "гимнасиум", позже превращена византийцами в палестру для прогулок. Видимо, византийцы не уделяли своему физическому воспитанию столь пристального внимания. Колонны прекрасно сохранились, так же как и большая часть пола. Бани включали в себя 5 горячих помещений "гипокаустов" и 8 холодных бассейнов. Помещение бани представляют из себя ряд комнат с двойным полом. С северной стороны бань находились комнаты-топки, из которых пар и вода подавались под пол и в полости стен. Двойной пол (дабы не был слишком горячим) держался на кирпичных опорах. В банях не только парились, но и приводили себя в "порядок". Ниже приводятся подлинные предметы гигиены: ковшик для воды, ёмкости для масла и воска, приспособления для удаления волос, ухочистки и пинцет.



Колоннада гимназиума


Система подогрева пола


Предметы для личной гигиены

Выходим из бани и попадаем на одну из центральных улиц - Палладиус (также она называлась Кардо). Найдена надпись, выложенная из мозаики, повествующая, что улица была спроектирована и построена управляющим провинции Палладиусом в 600 году н.э. на месте уже существовавшей римской улицы. Камни из базальта, использовавшиеся для укладки мостовой, уложены под наклоном, чтобы предотвратить застревание колёс у повозок, а также для стока воды. По краям мостовой сделаны водостоки, а в центре улицы-крытый центральный сливной канал. Длина улицы - 150 метров. Тротуар был значительно шире проезжей части. Вначале тротуар был отделан мозаикой, позже был покрыт мрамором. Слева в центре улицы мы видим большой полукруг-сигма. Здесь находился торговый центр с магазинами в 2 этажа. Полы, как сигмы, так и магазинов были отделаны мозаикой. Кстати, именно здесь была найдена мозаика с изображением богини Тихе. Обнаруживший её при раскопках рабочий-араб попытался украсть её. Сейчас оригинал мозаики хранится в Музее Израиля.

Кстати, на данный момент в городе раскопано и отреставрировано более 500 квадратных метров мозаики разных эпох. Ниже приводятся мозаики из одного весьма примечательного дома. В одном из помещений этого здания предположительно находился публичный дом, так как обнаружено большое количество надписей эротического характера.



Мозаичная зебра


Мозаичный лев


Текст

В конце улицы Палладиус сохранились руины римского храма 2 века н.э., разрушенного землетрясением 749 года. Колонны храма, весом около 250 тонн каждая, упали в одном направлении. Храм был высотой около 15 метров. У входа была найдена табличка, прикреплённая к пьедесталу, с надписью по-гречески "От жителей Нисы - Марку Аврелию". По всей видимости, внутри стояла статуя императора Марка Аврелия.

Улица Сильванус была поперечной улицей города. Вдоль улицы шла колоннада из 20 колонн. Улица Сильванус была торговой улицей. Имя своё получила по имени правителя, при котором улица была перекрыта портиком. На улице Сильванус находился монумент, обозначавший центр города. Между улицами Палладиус и Сильванус находится Агора - центральная площадь города, построенная в 5 веке. Вся территория площади была украшена мозаикой с изображениями животных и надписями на греческом языке. А здесь мы видим место раскопок магазинов и производственных помещений, находившихся между агорой и улицей Сильванус.



Улица Сильванус с колоннадой


Городская площадь - Агора


Еще один вид на Агору

Ещё одна из центральных улиц города называется Ха-Гай. Раскапывать её начали недавно, большая часть построек в этом районе города всё ещё не раскопана. Улица относится к римско-византийскому периоду. После землетрясения 749 года была постепенно засыпана землёй и при Аббасидах застроена жилыми домами. Ширина улицы ха-Гай составляла 24 метра. По обеим сторонам улицы шли колоннады с портиком. На раскопанном участке обнаружено более 200 колонн! Этот участок города после землетрясения уже не восстанавливался и арабы строили свои жилища поверх разрушенных римско-византийских домов и храмов. Ещё одна из раскопанных на сегодняшний день улиц-Северная. Она вела к северо-восточным воротам города. При римлянах здесь был большой храм. Византийцы демонтировали большинство колонн и построили общественное здание. На картинке мы видим, что восстановить ещё ничего не успели, только немного расчистили базальтовую мостовую.



Улица Ха-Гай с упавшими колоннами


Арабские постройки поверх римских


Улица Северная

Теперь хочу обратить ваше внимание на технологический аспект изготовления колонн. Вот хранилище ещё не отреставрированных колонн:

На торцах большинства колонн мы видим технологические углубления, расположенные точно в центре и служившие для зажима колонн при обработке. Наподобие зажима в современных токарных станках. Но существовал и другой способ изготовления колонн. На фотографии мы видим колонну, собранную из тщательно обработанных и подогнанных кусков. Причём, места стыков смещались в каждом ряду. А здесь мы видим, как подобным образом строилась большая опора, видимо, угловая часть здания, предназначенная для поддержки тяжеловесных конструкций.



Место зажима колонны в станке


Колонна из отдельных сегментов


Фундамент для колонны

Как я упоминал, археологами пока раскопано лишь десятая часть древнего города, история которого насчитывает 4 тысячелетия. С упоминанием этого города связаны имена великих личностей, оставивших неизгладимый след в истории: это цари Саул и Соломон, Александр Великий и Помпей, Антоний и Клеопатра и многие-многие другие. Прогуливаясь базальтовой мостовой или любуясь великолепием мозаики - мы бросаем взгляд на наше прошлое-такое загадочное и бесконечно интересное.



на главную

\x{0420}\x{0435}\x{0439}\x{0442}\x{0438}\x{043D}\x{0433}@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100


Copyright © 2004-2011 Дмитрий Брацун "Траян и его время"